meet and marry russian women contador de visitas счетчик посещений

Форум > Дзержинск > Общество

Vote_up +2 Vote_down 0

Куда уходят дзержинские деньги

Many

Представьте ситуацию, когда с каждого заработанного вами рубля государство забирает в виде налогов 80 копеек. Сможете ли вы тогда обеспечить необходимые потребности семьи, позволить себе поход по магазинам, быть уверенным в том, что дети получат качественное образование, а жилищно-коммунальные услуги будут оплачены вовремя? Ответ очевиден: при такой нагрузке не то, что на самое дешевое масло – на один лишь хлеб едва хватит. А ведь в похожие условия поставлен Дзержинск в рамках существующих сегодня межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения

Несправедливым распределение собираемых налогов между муниципалитетами, регионами и федерацией называют чуть ли не с момента принятия Бюджетного кодекса в конце 90-х. На втором съезде «Гражданской платформы» в конце октября этот вопрос стал одним из ключевых. С программным заявлением о том, что больше денег должно оставаться на местах, выступил лидер партии Михаил Прохоров. Среди гостей съезда, поддержавших это предложение, были мэр Дзержинска Виктор Сопин и мэр Ярославля Евгений Урлашов.

По словам Евгения Робертовича(кстати, как и наш градоначальник, он победил на прямых выборах, не будучи поддержанным партией власти), Ярославль ежегодно собирает налогов на 56,5 млрд. рублей, но из них городу остается только десятая часть. Похожая ситуация складывается и в Дзержинске.

Кто грабит дзержинцев?

В 2011 году наш город аккумулировал гигантскую сумму – 10 (!) млрд. рублей. Из них 5 млрд. рублей перечислено в федеральный бюджет, чуть более 3 млрд. рублей – в областной. До местной казны дошла лишь пятая часть собранных налогов – около 2 млрд. рублей. Если необходимость финансирования армии, пенсионной системы или, скажем, внешнеэкономических обязательств государства никто под сомнение не ставит, то распределение денег между городом и областью вызывает массу вопросов и... нареканий.

Во-первых, это динамика – увы, не в сторону Дзержинска. Ежегодно отчисления налогов в бюджет Нижегородской области растут на 10% – 2,56 млрд. рублей в 2009 году, 2,84 млрд. рублей – в 2010-м, 3,15 млрд. рублей – в 2011-м. Между тем, за последние три года объем налоговых доходов городской казны увеличился только на 20%. Полностью из Дзержинска уходят налог на прибыль организаций (по итогам 2011 года – 570 млн. рублей), акцизы (70 млн. рублей), единый налог по упрощенной системе налогообложения (169 млн. рублей), транспортный налог (150 млн. рублей), в большей степени – НДФЛ (1,5 млрд.рублей) и налог на имущество организаций (408 млн. рублей).

Получается, сколько ни зазывай инвесторов – все уйдет на поддержание растущих аппетитов областных чиновников. К слову, только по итогам первых девяти месяцев 2012 года дефицит региональной казны составил 7,3 млрд. рублей. Государственный долг Нижегородской области достиг 35 млрд. рублей – а это, на минуточку, по 10 тысяч рублей на человека, включая младенцев и пенсионеров. Можно ли в такой ситуации говорить о грамотной финансовой политике областного правительства?

Куда идут наши средства?

Конечно, дзержинцы живут не на луне, социально-экономическое развитие районов неоднородно, а потому призывать к «бюджетному сепаратизму» непозволительно. Но, как выясняется, средства городов-доноров идут не столько на поддержку депрессивных территорий, сколько во вполне благополучный Нижний Новгород. Со слов первого заместителя министра финансов Людмилы Старостиной, в прошлом году две трети доходов консолидированного бюджета губернии было направлено в муниципалитет, где проживает менее 40% от всего населения области.

Бюджет Нижнего Новгорода – 26 миллиардов рублей в 2011 году – можно назвать одним из самых крупных. Чуть больше – только в Екатеринбурге, Челябинске и Новосибирске. А в Казани, например, бюджет составил 21 миллиард рублей, в Уфе – 17 миллиардов, в Самаре – 19 миллиардов.

– Если сравнивать с 2005 годом, то объем межбюджетных трансфертов, перечисляемых бюджету города Нижнего Новгорода, увеличился с 46 миллионов рублей до 8,2 миллиардов рублей, то есть почти в 19 раз, – отметила Людмила Старостина. Что характерно, в посткризисные 2009-2010 годы объем финансовых вливаний сокращен не был.

Тем не менее, для Нижнего Новгорода в принципе характерна такая картина межбюджетных отношений, что и для Дзержинска.

В 2011 году налоговые поступления в Дзержинске составили 10 млрд. рублей. Из них в городской казне осталось только 2 млрд. рублей.

Вместо того, чтобы платить НДФЛ не по месту работы, а по месту жительства (что явилось бы подспорьем для городов-спутников крупных мегаполисов), дзержинцы вынуждены финансировать главные стройки региона – метро, транспортные развязки в центре Нижнего, районные ФОКи. При этом на самых разных совещаниях первые лица области то и дела норовят выставить наш город эдаким нашкодившим хулиганом.

Перечислив в 2011 году в областной бюджет более 3 млрд. рублей, в рамках субвенций и софинансирования целевых программ обратно Дзержинск получил лишь 650 млн. рублей. Единственный крупный инфраструктурный проект, которым в этом году отметились у нас областные власти, – ремонт проспекта Циолковского, и тот преподнесли как «добрую волю царя», перевыполнение всех положенных нормативов.

Справедливо о справедливости

Местную администрацию постоянно критикуют за слабое участие в областных целевых программах и низкую бюджетную обеспеченность в расчете на душу населения. А не лучше ли более справедливо распределять доходы? Представьте, что было бы, имей Дзержинск дополнительные полмиллиарда – миллиард. За одно лето удалось бы отремонтировать не только Циолковку, но и проспект Ленина, или же вплотную заняться ремонтом фасадов (кто бы тогда сегодня вспоминал о заборе возле Дома со шпилем?), или начать постепенное обновление парка трамваев... Глядишь, и никаких областных целевых программ не понадобилось бы.

В западных странах с федеративным устройством муниципалитеты оставляют у себя до половины собираемых средств. В российских условиях залог ответственного расходования бюджетных денег и снижения коррупции – гражданский контроль, включенность жителей в процесс выборов местных властей. Разделяют эту точку зрения подавляющее большинство граждан, но не все. К примеру, вряд ли тезисы, озвученные на съезде «Гражданской платформы», поддержит губернатор Валерий Шанцев, который за счет финансовых потоков, в том числе из неугодного Дзержинска держит под контролем другие муниципалитеты Нижегородчины.

Вадим Коновалов

октябрь 2012 г.

(Автор: Вадим Коновалов,17.04.2013г)
Добавить комментарий

Добавление комментария

captcha
Введите символы с картинки

Добавление ответа

Жалоба на комментарий