Министр финансов области Ольга Сулима предложила увеличить отчисления от НДФЛ регионам за счет снижения отчислений в муниципалитеты.
Распределение налоговых отчислений между областными и муниципальными бюджетами является одной из главных точек напряжения в отношениях региональных и местных властей по всей стране.
В Нижегородской области этот вопрос особенно остро встал во второй половине 2000-х годов.
Как мэр города я всегда боролся за налоговые нормативы и финансовую самостоятельность Нижнего Новгорода, за что многократно сталкивался с неприятностями. Но нисколько не жалею об этом, потому что если бы не эти ежегодные острые переговоры, то не было бы в Нижнем Новгороде ни трёх новых школ, ни строительства нового муниципального жилья, ни миллиардных затрат на капитальный ремонт жилья и дорог.
Уязвимость позиции городов состоит в том, что решения о налоговых нормативах в пределах дельты, определённой федеральным законодательством, принимает Законодательное собрание, где влияние правительства области по определению выше. Поэтому к сегодняшнему дню в Нижнем Новгороде сложилась ситуация, при которой в местном бюджете остаётся всего около 15% от налогов, собираемых на территории города. Всё остальное уходит в вышестоящие бюджеты и возвращается в виде трансфертов только в малой части.
В итоге в 2013 году на 1,3 млн. жителей собственных доходов у Нижнего Новгорода всего 12,2 млрд. рублей (из них доля НДФЛ - больше половины). То есть бюджетная обеспеченность на душу населения составляет меньше 10 тыс. рублей в год. Это просто мизер. Деньги, на которые можно сводить концы с концами, но никак не повышать уровень жизни граждан.
Не считаю убедительным аргумент, что субъект федерации реализует на территории Нижнего Новгорода государственные функции, тратит на население города областные деньги в рамках соцзащиты, работы социальных госучреждений, нового строительства и т.д. Потому что в таком случае давайте заглянем в Устав Нижнего Новгорода и перечислим вопросы местного значения, которые должны решаться только за счёт собственных доходов города.
Там и снабжение жителей коммунальными ресурсами, и ремонт и содержание дорог, и работа общественного транспорта, и уборка города, капремонт жилья, работа детских садов, школ, библиотек - всего более 40 вопросов, многие из которых крайне финансово ёмкие. И снова отнять у города часть НДФЛ - значит ещё больше снизить качество всех этих муниципальных услуг.
Кстати, и переход муниципального здравоохранения в ведение области - это не основание лишать город остатков доходов. Потому что ассигнования городского бюджета в здравоохранение составляли около 1,5 млрд. рублей в год. А сняли с города в 2012 году под этим предлогом около 3-х миллиардов в виде части НДФЛ, налога на имущество организаций, пошлин при регистрации транспорта и выдаче водительских прав, штрафов ГИБДД. Поэтому финансово область только выиграла от этих изменений.
В целом на жизнеобеспечение города в год требуется не 12, а 40 миллиардов, и это не считая проектов развития. Только при этих условиях Нижний Новгород перестанет заниматься латанием дыр. Поэтому администрации города следует бороться за свои налоговые нормативы, активно отстаивать свою позицию в правительстве области. От этой настойчивости зависит жизнь более миллиона человек, и это гораздо важнее любых личных мотивов городского и областного руководства.
Вадим Булавинов,
депутат Государственной Думы РФ, глава Нижнего Новгорода в 2002–2010 гг.
"Политическая кухня" www.politkuhnya.com
P.S.
Более чем наглядным примером несправедливого перераспределение налоговых отчислений является Дзержинск. За счет по-сути грабительской политики по отношению к развивающимся нижегородским городам областная власть в лице губернатора Шанцева осуществляет громкие проекты и держит под контролем другие муниципалитеты Нижегородчины.
Куда уходят дзержинские деньги
Редакция «Политического форума Дзержинска»