meet and marry russian women contador de visitas счетчик посещений

Форум > Страна и Мир > Общество

Vote_up +1 Vote_down 0

Екатерина Шульман беседует с М.Наки

%d0%a8%d1%83%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd_%d0%95%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0_%d1%86%d0%b2

Рубрика: ОТЦЫ. ВЕЛИКИЕ ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ

М.Наки― Как всегда, у нас все переплетено.

Е.Шульман― Как всегда, у нас не столько все переплетено, сколько логически взаимосвязано. Наш сегодняшний отец – великий римский юрист, один из отцов права Ульпиан. Чем он нам ценен, важен, и кто он, вообще, такой был? Он у нас, когда точно родился, неизвестно. К несчастью известно, когда умер – умер насильственной смертью: был убит во время бунта преторианской гвардии. Это к вопросу о старых добрых временах и традиционном обществе, где кто, вообще, редко умирал своею смертью.

https://www.mesacc.edu/~thoqh49081/summer2014/270/graphics/septimius-severus.jpg

М.Наки― В общем, не только в Средневековье было…

Е.Шульман― Не только в Средневековье. Это уже эпоха зрелого, скажем так, Рима. Это 200-е года нашей уже эры. Это императоры Септимиус Север или Элагабал, Каракалла, Северус Александр – тот, который уже был, может быть, поприличнее. В общем, сложная была, непростая эпоха. Еще назвать ее закатом Рима мы не можем, хотя пылкий Цицерон называл закатом Рима еще более древние времена. Но это он просто был такой вот республиканец.

Что у нас в Ульпиане ценного и важного? Он был юрист и, как бы мы сейчас сказали, теоретик права. Он был автором нескольких трактатов, которые легли потом в основу базового собрания римского права, на котором потом строилось все право европейское, составленное Юстинианом. Это было несколько позже, это были уже при Византии, Восточной Римской империи, когда Юстиниан стал писать своей великий кодекс Юстиниана, то целая его часть, которая тоже имела силу закона, была составлена из ульпиановских трудов.

Что это определило в дальнейшем развитии европейской истории? Когда все эти тексты были обнаружены потом уже в зрелом Средневековье, то они послужили основой и всех европейских правовых документов и самое европейской правовой мысли.

Когда фрагменты Дигестов Юстиниана, составленные из трудов Ульпиана, были обнаружены, то, например, Болонский университет – альма-матер (так официально называется) – первый старейший из европейских университетов, он немедленного его взял за основу своих правовых штудий и своих правовых трудов.

http://history.limarevvn.ru/b-13.jpg

Ульпиан также знаменит как автор фразы, определяющей, что такое право. Эта фраза – мы ее сейчас процитируем, — она пострадала чрезвычайно сильно от исторических несправедливостей…

М.Наки― Она написана у нас на доске, которую вы можете увидеть в YouTube на канале «Эхо Москвы».

Е.Шульман― Да, совершенно верно. Эта фраза: "Suum cuique" или: «Каждому свое». Ульпиан писал, что цель права состоит в том, чтобы не причинять никому вреда и воздавать каждому то, что ему положено: каждому своё.

В чем несчастье этой замечательной фразы? Как, наверное, знают те из вас, кто, собственно говоря, это знает. Несчастье состоит в том, что один из тоталитарных проектов XX века, а именно Третий рейх, который своими грязными руками много чего захватал всякого полезного и хорошего и в особенности большое количество римских символов и понятий, присвоил их совершенно незаконно себе, он писал эту фразу на воротах всяких своих исправительно-карательных учреждений.

https://cdn3.rzn.info/data/image/newsadd/base/2015/09/126337_55f560f0eb773.jpg

Это в высшей степени нехорошо, потому что лозунг этот прекрасный. Если мы в него вдумаемся, то в нем, конечно, есть нечто такое, слегка пугающее, но тем не менее…

М.Наки― Что угодно можно при определенной интерпретации превратить во что-то пугающее, любую фразу.

Е.Шульман― На самом деле, можно. Но еще раз процитирую Ульпиана: «Справедливость – есть постоянное и вечное стремление воздавать каждому свое. А право в первую очередь есть искусство доброго и справедливого». Ульпиан не то чтобы придумал эту фразу. Ее и наш с вами выше упомянутый пылкий Цицерон тоже цитировал, то есть она еще древнее самого Ульпиана, тем не менее, он ее в таком лаконическом виде ввел в оборот.

Соответственно, не делать всех счастливыми, не воздавать каждому добром, а воздавать каждому свое, и это справедливость. Это, в общем, железные приматы римского права, которое, напомню, говорило, что человек человеку волк, не подразумевая, что люди едят друг друга… Почему-то все, когда слышат эту фразу… Люди друг друга пожирают. Волки друг друга не едят.

Существует каннибализм у животных, но тут имеется в виду совершенно не это. Волки не кушают друг друга. Они друг с другом, может быть, конкурируют, а иногда они друг другу помогают и сотрудничают, щенков своих выращивают.

М.Наки― И живут стаями, вообще-то.

http://dolzhenznat.ru/wp-content/uploads/2017/10/volchja-staja_02.jpg

Е.Шульман― И охотятся вместе. То есть каждый человек – это хищник, — считали древние римляне и имели на это все основания. Но дело не в том, что один человек – волк, а другой человек, наоборот – овца. Каждый человек другому человеку – волк, в чем можно найти и свою положительную сторону.

Точно так же, как это воздаяние каждому своего, если мы попытаемся как-то выкинуть из нашей головы эту страшную картину надписи на воротах концентрационного лагеря и вернемся к его римским основам, то, действительно, это справедливость. Не наделение всех всеобщим счастьем, а наделение каждого своим, тем, что ему положено. Это, собственно говоря, и есть справедливость, это и есть основа права.

Источник: World Crisis

Добавить комментарий

Добавление комментария

captcha
Введите символы с картинки

Добавление ответа

Жалоба на комментарий