meet and marry russian women contador de visitas счетчик посещений

Форум > Страна и Мир > Общество

Vote_up 0 Vote_down 0

А ну-ка все в Интернеты!

%d0%98%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0

Будто-то кто-то невидимый и могущественный скомандовал всем уставиться в экран телефона с таким видом, будто там пишут о смысле всего существования. Такую маниакальную картину можно наблюдать регулярно в общественным транспорте, в заведениях, где люди должны обсуждать картины, делиться мыслями от прочитанного, впечатлениями от увиденного, да просто по-дружески о б щ а т ь с я. Но нет: гаджет – это же наше всё!

https://b1.m24.ru/c/480144.jpg

Следует оговориться, что телефон, электронная книга или компьютер значительно облегчает жизнь, пока они не становятся нечто большим, чем просто инструментами, служащими человеческим командам.

Здесь вспоминается Курт Воннегут с его знаменитой фразой: «Что бы не изобрели ученые, они всегда изобретут оружие». Иными словами, у прогресса есть своя логика, которая может не совпадать с желаниями его создателей.

Об Интернете как об оружии, приводящем к массовой деменции (слабоумию) говорит доктор биологических и филологических наук, исследователь мозга Татьяна Черниговская, а также другие авторитетные специалисты, работающие на переднем крае нейронауки.

Не так давно случился и у меня разговор с преподавателем вуза, которая сетовала:

–В последние два года замечаю у студентов полное отсутствие принимать информацию, то есть пропускать ее через мозг. Наверное, возлагают надежды на Интернет. Но получая (получив) информацию из Сети, они не оставляют ее у себя. Моментальность получения и сиюминутность забывания!

Мы приходим в вузах к тому, что вместо глубоких знаний студенты получают сведения на уровне понятий.

–Но ведь тогда нам нужно в скором времени придется попрощаться с учеными-энциклопедистами, людьми, способными творчески перерабатывает информацию и выдавать новые идеи?

Далее разговор прошел о том, что такая дальняя перспектива уже началась, и стала уже совсем не дальней. Некоторые пугающие меня вещи я ощущаю на собственном опыте: чем больше я листаю онлайновых страниц в интернете, тем менее у меня остается в голове сохраненной информации.

Провела за гаджетом пару часов, а что читала – не помню напрочь, хотя и мой возраст еще далек от того, когда не помнят, как зовут соседа.

Исследователь мозга Николас Карр в своей книге «Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами» говорит как раз о том, что самое, если можно так выразится, безобидное влияние Интернета заключается в утере памяти.

http://2.bp.blogspot.com/_HidON146Uf0/TAt_S8bVruI/AAAAAAAACH8/Acng8nYizSI/s1600/Patrick+Thomas.jpg

Интернет позволяет сохранить в памяти столько, сколько не может сохранить ни один человек и ни одна библиотека. В результате нет надобности хранить все факты в своей памяти и в своей библиотеке. Чудесно? Да. Но и ужасно, как мы видим.

Есть огромная разница с точки зрения мозга, сохраняем ли мы документ в папочке на компьютере или пытаемся определить его в анналы своей памяти. Опуская в папочку, мы тут же забываем о структуре информации, да часто вообще о том, что папочка содержит. Казалось бы, в чем проблема: открыл папку, прочитал, вспомнил. Но это отнюдь не безобидная простота в наше компьютерное время.

Память, а точнее, нейронные связи порождают иные связи, то есть продуцируют наше творческое мышление. Это все происходит в нашем мозге, а не в папке «мои документы».

Храня информацию не в голове, а на аутсорсинге, как принято сейчас говорить (да, да, вне головы – в папочках), мы привыкаем к приобретению несвязанных и быстро полученных кусочков информации из множества источников, приобретаем привычку к рассеянной концентрации, вообще ко всяческому размышлению, потому как нет нейронных связей, которые идут от одного блока информации к другому.

Что такое творчество, к примеру? Как оно происходит? Только комбинируя данные, хранящиеся глубоко в нашем мозге (!), мы можем порождать новые идеи.

https://biznesmarket.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/biznes-temy-muslitel-728x410.jpg.pagespeed.ce.NIFeanbPjH.jpg

Анна Ахматова, видимо, по-женски кокетничала, сказав «когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Не из сора и не из хлама ненужной разрозненной информации рождается синтетическое творчество! И если говорить о конечном его итоге – признании, то и здесь не все благополучно. Вспомним лайки-сердечки, пальчики вверх – и чтобы их было побольше, так?

То есть, от творческой личности человек движется к социально концентрируемому уму, ценящему скорость и одобрение групп гораздо больше, чем оригинальность.

Кстати, о чтении. Также поделюсь личным наблюдением, потому что, скорее всего, тоже самое ощущали на себя многие читатели. А все дело в том, что, читаю книгу, я все чаще ловлю себя на том, что больше не думаю привычным для себя способом. Если раньше мне не составляла труда погрузиться в длинную статью или иной многостраничный текст, то теперь это случается крайне редко: моему мозгу стало это неудобно.

Мышление начинает блуждать после 1-2 страниц, я теряю нить повествования, начинаю искать другие занятия (телефон высветил новое сообщение, на экране компьютера засигналило уведомление Facebook, ах, да, и чаю пора попить). И тогда я буквально заставляю свой капризный (то есть уже измененный) мозг вернуться к тексту, изучить его целиком, потому что понимаю, что, перескакивая, отвлекаясь, быстро хватая куски информации, я не вижу не только леса за деревьями, я вообще и деревьев не вижу-только отдельные ветки и листья.

https://miro.medium.com/max/862/1*ii1vEDxWi_72B2CeWdqcSA.jpeg

Более того, я поняла, что привычка чтения документов в Интернете потихоньку отнимает у меня способность концентрироваться и созерцать вне зависимости от того, нахожусь я в Сети или нет. Мозг рассчитывает получить информацию способом, привычным для Интернета буквально везде: с помощью быстро движущегося потока слов, страниц, мелькающих слайдов, ошеломляюще быстрого темпа речевых высказываний.

В книге Н.Карра есть хорошее сравнение для такого состояния: «Я был умелым аквалангистом в море слов. Теперь же я просто скольжу по поверхности, как парень на гидроцикле». Сказать, что мы мельчаем – ничего не сказать. Мы становимся качественно другими людьми потому, что меняется наш мозг. Но мы так увлечены технологиями, что предпочитаем не замечать (или уже не можем этого сделать), что происходит внутри собственных голов.

Зато мы сталкиваемся с результатом такого безумства: в школах полно детей с дефицитом внимания, гиперактивных, не способных усидеть положенное время урока или не умеющими общаться со сверстниками, потому что гаджет заменяет все. И почему-то раньше таких внезапно возникших диагнозов не было, и никого не называли быстро двигающимися болванами. Их просто не существовало.

https://neuro-therapy.eu/wp-content/uploads/2018/11/distracted-student-600x400.jpg

Мозг очень пластичен, он изменяется под влиянием опыта. Например, мозг грамотного человека отличается от мозга безграмотного потому, что те и другие по-иному перерабатывают визуальные сигналы и запоминают их.

Поэтому обучение чтению меняет нейро-физиологическую систему взрослого человека. Представим себе, что мы читаем электронную книгу и такую же книгу в бумажном варианте (привет электронным учебникам, чему так рукоплещет наше Министерство Просвещения).

Исследования показали, что когнитивный акт чтения основывается не только на чувстве зрения, но и на чувстве осязания. То есть он является не только визуальным, но и тактильным.

Переход от бумаги к экрану меняет то, как мы понимаем написанный текст: он влияет на степень нашего погружения в текст, способность анализировать и запоминать. Учебники не должны превращаться в онлайн-страницы, а учитель не должен быть просто говорящей головой, которая будет давать команды лишь перелистывать их.

https://qna.center/storage/photos/supergerl/38684.jpg

Остановимся на другом, более глобальном аспекте культурного и интеллектуального влияния Интернета.

Наверное, каждому случалось искать какую-то важную информацию и не находить ее с помощью всемогущего Google или Яндекса. Вспомним свои мысли, ведь они были такими: Этого нет в Интернете, значит, этого вообще нет в природе! Вот так концерны, за которыми стоят люди, борющееся за наше внимание, приучают нас к тому, что нужно думать только в том фарватере, который дозволен, возможен. Есть можно лишь то, что есть в меню, ведь так?

Но таким путем легко можно прийти и к централизованной фальсификации любой информации. И все-таки мыслящий человек должен понимать, что очень серьезную информацию Интернет чаще всего не жалует. И ее надо искать: книги, известно, – источник знаний. Иначе придется «по жизни идти по указанным кем-то местам».

Источник: "Литературная газета"

Добавить комментарий

Добавление комментария

captcha
Введите символы с картинки

Добавление ответа

Жалоба на комментарий